Государственный музей истории Санкт-Петербурга
Музей-квартира Александра Блока

Журнал молодёжной неформальной культуры "Арт-город"


Творческий вечер редакции журнала "Арт-город" (18 октября 2003 г., музей-квартира А.Блока)

ПРЕСС-РЕЛИЗ

Просвещённому человеку, знакомому с отечественной историей второй половины XX века, не нужно объяснять, что такое "самиздат". В условиях жёсткой партийно-государственной монополии на культуру, идеологию и информацию, а также на издательское дело и выпуск СМИ, публикация запрещённых "идейно чуждых" произведений могла осуществляться только нелегально и самодеятельно, зачастую кустарными способами. Деятельность подпольных издателей и журналистов квалифицировалась советским правом как уголовное преступление.
Анатолий Гуницкий Начавшиеся во второй половине 80-х годов социально-политические и экономические реформы, вошедшие в историю под названием "перестройка", стимулировали создание и развитие сотен самодеятельных периодических изданий, в том числе рок-самиздатов (при этом первые музыкальные самиздаты появились в СССР ещё в 1967 году). Меломанам всей страны стали известны такие журналы как "Рокси", "РИО", "УрЛайт", "КонтрКультУРа", "Ллор-н-кор", "Зомби", "Сморчок", "Окорок", "ДВР". География рок-самиздата простиралась в те годы от Калининграда до Владивостока. Многие известные музыканты, литераторы, продюсеры, общественные деятели связали своё имя с этим явлением: Борис Гребенщиков, Анатолий Гуницкий, Артемий Троицкий, Сергей Гурьев, Александр Кушнир, Андрей Бурлака, Рашид Нугманов, Сергей Жариков и другие.
Андрей Бурлака С принятием в 1991 году российского закона "О средствах массовой информации" граждане получили право учреждать и издавать прошедшие государственную регистрацию собственные СМИ. В статье 12 этого же закона оговорена возможность выпуска самодеятельных периодических изданий без государственной регистрации при условии, что их тираж будет составлять менее 1000 экземпляров.
В России появились новые крупные, официально зарегистрированные музыкальные издания, которым были присущи многие атрибуты полноценных СМИ: тиражи в несколько десятков тысяч экземпляров, подписка по всей стране, реализация в сети "Роспечать", авторские гонорары и т.д. Был легализован и самиздат, однако прежняя необходимость в нём как в способе издания почти полностью отпала. Тем не менее, в 90-х годах самодеятельные музыкальные издания по-прежнему существовали ("ШумелаЪ мышь", "Подробности взрыва", "Ниоткуда", "Голос", "Осколки", "Нашъ Драйвъ", "Напрочь", "Чернозём", "Прогулки раненых" и др.). Существуют они и в наши дни, в XXI веке.
Существенно проигрывая официальным СМИ в оперативности и качестве информационной составляющей, современные российские рок-самиздаты сосредотачивались преимущественно на оригинальности оформления и концептуальной целостности изданий. Содержание выпусков самиздатов состояло в подавляющем большинстве из интервью, рецензий, публицистических статей, пространной саморефлексии редакции, публичных споров с коллегами по цеху и других материалов, минимально привязанных к конкретному времени и конкретным событиям.

Арт-город В июне 2001 года в Петербурге был учреждён новый самиздат — журнал молодёжной неформальной культуры "Арт-город". Первые 14 номеров, вышедшие в свет до конца 2001 года, состояли из публичной анонимной переписки (идея которой заимствована из изданий, возникших после перепрофилирования молодёжной газеты "Сорока"), фантастической прозы молодых авторов, поэзии, литературной критики и прaвозащитной публицистики. Представленные в мизерном количестве музыкальные статьи и заметки представляли собой перепечатки или компиляции на основе сведений из Интернета.
За два с лишним года существования журнал прошёл путь от брошюры формата А5, тиражировавшейся на ризографе в количестве немногим более сотни копий, до офсетного издания полноценного журнального формата (А4) с тиражом 600 экз. Главным достижением журнала стала эксклюзивность публикуемых информационных, литературных, публицистических, визуальных материалов и наличие побочных проектов. Журнал выпустил четыре брошюры (фантастическая повесть и три сборника стихотворений), провёл концерт интеллектуальной рок-акустики в кинотеатре "Искра" на свою первую годовщину (25 мая 2002 года), организовал несколько фестивалей молодых питерских рок-групп.
В нынешнем году "Арт-город" выступил информационным спонсором многих клубных концертов, нескольких крупных фестивалей. Представитель "Арт-города" стал председателем жюри городского фестиваля студенческих рок-групп "Пропеллер-2003".

В субботу, 18 октября 2003 года, в 19 часов в музее-квартире Александра Блока состоится творческий вечер редакции "Арт-города". В отличие от прошлогодней акции, редакция решила не ограничиваться выступлениями дружественных музыкантов. Форма творческого вечера вмещает в себя и общение редакции журнала с читателями, и краткие, но многочисленные музыкальные номера, и острые дискуссии. Все участники и почётные гости вечера с удовольствием ответят на вопросы аудитории.
На творческий вечер приглашены не только хорошо известные музыканты, художники, литераторы, общественные деятели, ветераны политического и музыкального самиздата, но и люди, не имеющие публичной известности: директора рок-магазинов, руководители студий звукозаписи и музыкальных лейблов, администраторы музыкальных коллективов, представители концертных и продюсерских фирм. Непростое положение независимой культуры регулярно находит отражение на страницах "Арт-города", поэтому на вечере в музее Блока будут затронуты темы закрытия музыкальных клубов, отмены фестивалей, противостояния официальной и неформальной среды.
Иван Корнеев Весной 2002 года "Арт-город" подробно освещал закрытие Концертного зала Ленинградского зоопарка. На протяжении последующих полутора лет журнал поддерживал связь с основными участниками этого прискорбного события: бывшим директором Концертного зала Вячеславом Ковалёвым, бывшим директором Ленинградского зоопарка Иваном Корнеевым и бывшим председателем Постоянной комиссии по культуре, образованию и науке Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Леонидом Романковым. Все они выступят на творческом вечере.
Александр Чернецкий Музыкальную программу составят выступления Алексея Рыбина, Дмитрия Максимачёва, Анатолия Багрицкого, Сергея Гасанова, музыкантов групп ТАМБУРИН и КЕНГУРРУ, представителей Содружества молодых поющих рок-поэтов "Даждь", а также Александра Чернецкого.
В зале музея, где будет проходить творческий вечер, откроется импровизированная выставка увеличенных копий обложек разнообразных музыкальных самиздатов. Любители музыкальной прессы смогут ознакомиться с полной подшивкой номеров "Арт-города".



Адрес Музея-квартиры А.Блока:
Ул. Декабристов, дом 57 (угол с набережной реки Пряжки)
Метро "Садовая", "Сенная площадь"
Автобусы 3, 22, 27; маршрутное такси 1, 8, 169, 180, 186

Last update: