Дмитрий Мельников

ИЗ "ИСКРЫ" ВОЗГОРИТСЯ...

Оно свершилось! 25 мая 2002 года, за два дня до 299-летней годовщины основания города, в малогабаритном по нынешним меркам кинотеатре "Искра", что на слиянии трех улиц: Суворовского проспекта, 9-ой Советской и ул. Моисеенко — состоялся долгожданный концерт, организованный силами журнала "Арт-город" и приуроченный сразу трем годовщинам: вышеупомянутому дню рождения города, дню рождения "Арт-города" и дню рождения НРАУ "Авторский фонд".
Не обошлось без неожиданностей: утром в день концерта внезапно выяснилось, что заявленный в афишах и анонсах Кирилл Комаров — заболел и выступить не сможет. Спасибо Мите Максимачеву и Артуру Агаджаняну из группы ТАНКИ, отважно вышедшим "на замену" и немножко "разогревшим" зрителей шутками и песнями. Хотя, кто кого "разогревал" — это еще вопрос. "Разогрев" был взаимным. А Митя в этот вечер вообще не сходил со сцены: отыграл сам, а после — сидел на перкуссии у Анатолия Багрицкого и СТУПЕНЕЙ.
По-настоящему, открытием стал для меня Багрицкий. Я слышал его до этого в Зоопарке на концерте Кирилла Комарова, но тогда он не произвел впечатления. Вышел, спел чего-то малопонятное под гитару и ушел. Не зацепил, что называется. В этот раз я и не ожидал большего. Но в этот раз он меня "достал". Не сразу, правда. Поначалу я даже подумал: "Ну вот, сейчас опять начнется этот затянутый депреcсняк, напичканный какими-то замысловатыми образами…" А мой знакомый, сидящий рядом, вообще сказал, что просто хочется встать и уйти. Однако ж, не ушел. И правильно сделал.
Багрицкий начал "раскочегариваться". Я стал вслушиваться и всматриваться в то, что происходит на сцене, и мне все это уже как будто начинало даже нравиться… Правда, когда Багрицкий, например, во время исполнения серьезной, вроде бы, вещи, вкраплял в нее вдруг какие-то потусторонние нечеловеческие звуки — я приходил в замешательство и не знал, как на это реагировать, поскольку всерьез эта вещь уже не воспринималась, а до стеба не дотягивала изначально. Вспомнился гениальный Курехин, сидящий под роялем и блеющий козленком… Странные ощущения. Багрицкий — экспериментатор, и довольно смелый. Его трудно воспринять с первого раза. А он, по-моему, и не думает о том, как его воспримут — просто делает свое дело и все. Мне это нравится.
Во второй половине своего выступления Багрицкий расстался с гитарой, на сцену вышел гитарист. Дальше стало еще интереснее. Опять вспомнился Курехин и почему-то — Моррисон и Бродский… Чувствовалось, что кульминация приближается. Когда Багрицкий встал у микрофона и произнес: "Стекло на циферблате запотело…" — зал взорвался аплодисментами — насколько мог взорваться аплодисментами такой маленький зал. Мне эта вещь, к сожалению, была незнакома. И начался потрясающий спектакль минут на 20.
До сих пор не могу определиться, как это действо назвать… Мне кажется, Багрицкий больше — поэт. В нем больше поэта, нежели музыканта и всего остального, хотя, "Стекло…" — настолько цельная вещь, что из нее трудно что либо вычленить. Тут и сам Багрицкий, замечательно читающий/поющий свои стихи, и великолепная игра гитариста (к сожалению, не запомнил его фамилии), ну и, конечно, Митя Максимачев со своими барабанами (?) и прочими штучками… Музыка — как форма, в которую помещаются стихи — и только.
Когда все кончилось, наступила небольшая пауза… и зал снова взорвался аплодисментами и… хотел написать: долго не отпускал Багрицкого со сцены — но Багрицкий с нее уже ушел, поскольку спектакль был окончен.
Вообще, относительно атмосферы на концерте... Зрителей было едва ли ползала, а ощущения пустоты не было — наоборот, было ощущение какого-то единения даже несмотря на то, что кучность рассаживания, если так можно выразиться, была невысокой.
После перерыва выступала группа СТУПЕНИ с новым бас-гитаристом в составе и все тем же Митей в левом углу сцены. Он уже, по-моему, устал раскланиваться. Концерт и в самом деле напоминал творческий вечер Мити Максимачева, что впервые заметил еще Багрицкий, а остальные поддержали эту шутку. Митя, по-моему, великолепно бы смотрелся в любом коллективе с любым инструментом — будь то в Лондонском Симфоническом Оркестре (есть такой?) с какой-нибудь арфой или — в кругу индейцев с шаманским бубном…
СТУПЕНИ в количестве уже пяти человек не без труда разместились на небольшой сцене, а на фразу Насти о том, что на сцене тесновато, Митя встал и сказал с плохо скрываемой надеждой в голосе: "Я могу уйти". Но кто ж его отпустит?! Размечтался…
СТУПЕНИ выступили, как всегда ровно и уверенно — другого и не ожидалось. Появление в составе бас-гитариста, несомненно, украсило музыку, добавило драйва. Настя спела пару новых песен (относительно новых, поскольку, как она сказала, есть еще более новые), а также песни из последнего альбома "Осколки", которые обычно не исполнялись на концертах, видимо ввиду отсутствия бас-гитариста.
Хочется надеяться, что прошедший концерт — не разовая акция и этот замечательный и, главное — нужный, почин будет продолжен. Опять же, если вспомнить о закрытии к/з Зоопарка и о законе сохранения энергии… Если где-то чего-то убыло, то где-то чего-то прибыло. А энергия никуда не пропадает, тем более — положительная.

Last update: