Ночной Ветер: "Жить не могу без питерского самиздата!"
15 августа 2001 года во время однодневного визита в Петербург Александр Белаш, известный в неформальных литературных кругах под псевдонимом "Ночной Ветер", дал эксклюзивное интервью "Арт-городу".

Корр.: - Что изменилось со времени твоего последнего визита в ноябре? Какие сейчас самые свежие впечатления?
НВ: - Сначала об изменениях. Появился «Арт-город» — издание, которое очень быстро искало себя и нашло себя, на мой взгляд. По крайней мере, с третьего номера появился чёткий, яркий запоминающийся логотип, который мне лично очень нравится. Но основной составляющей журнала является его текстовая часть — то, что он излагает и предлагает к обсуждению читателям. Пока картина остаётся сложной, но я должен выделить главное: журнал настойчиво ищет и постепенно находит своё настоящее лицо, т.е. лицо, отличное от других самиздатов. Мы прекрасно знаем, какие ниши, какие потоки читателей заняли другие самиздаты: APN, «Windrose», «Labyrinth», «Немезида» в том числе... «Клуб-801»... Людям, знающим питерский самиздат, не надо объяснять, что это такое. В сравнении со всеми перечисленными «Арт-город» представляет собой новое явление на небосводе самиздата. Это аналитическое издание, культурно-аналитическое, отражающее культурную жизнь города, обычно не отражённую, не представленную в официальной, «легальной» прессе. Всевозможные неформальные объединения, фестивали, хэппенинги, перформансы... Я впервые услышал это слово, когда сообщалось, как Абырвалг менялся на Гончарной шнурками. Наверное, было очень интересное зрелище! Жаль, я его пропустил... Отражается культурная жизнь не только города, но и страны — присутствуют материалы из регионов, отделённые всего лишь двумя-тремя годами, т.е. по сути дела отражающие современное состояние культуры, ту культурную жизнь, которая обычно не освещается. Это большое достижение, поскольку ни в одном другом самиздате таких материалов нет.
Затем. Правозащитная деятельность. Для пензенского самиздата и для самиздата как такового (я не знаком, правда, с анархистским и антифашистским самиздатом, но такие издания существуют) правозащитные материалы были, в общем-то, открытием. Трудно было представить, что кто-то оказывает моральное сопротивление Партии Власти и её ответвлению в виде так называемого «путинюгенда» — «Идущих вместе». Обычно мы привыкли к тому, что партии власти разваливаются сами собой, сгнив через год-два после успешных парламентских выборов, поскольку у них нет ни идеи, ни убеждённых сторонников. Это сколоченные на время, на случай объединения. Являются ли таковыми Межрегиональное объединение «Единство» и «Идущие вместе» — посмотрим. Будущее покажет. Они пока ещё не так ярко себя зарекомендовали, их политическая история не столь длинна. Но сопротивляться официозному прессингу, наступлению государственных органов на права граждан, на свободу их мнения необходимо. При любом раскладе. Если какие-либо неформальные движения не нарушают существующее законодательство, они должны быть признаны, им должно быть позволено существование. В России, наверное, только такими словами можно объяснить, что то или иное движение может существовать: «дозволить — не дозволить». Конечно, в нормальном обществе дозволения не требуется: «То, что не запрещено, то разрешено». Это и есть нормальное положение вещей. Мы пока до этого ещё не доросли. В частности и поэтому материалы такого рода необходимы. Чтобы воспитывать в людях сознание правоты своих независимых мнений. Когда люди, сознающие своё легальное правовое состояние, проповедуют своё мнение, реализуют его, публикуют материалы по этим мнениям, они должны ясно сознавать, что имеют на это право. И если на это право кто-то наступает, законная реакция людей — сопротивление. Именно этому, я полагаю, служат правозащитные материалы «Арт-города».
Корр.: - Но именно из-за факта публикации таких материалов произошёл конфликт с классическим руководством APN’а. Если не исключительно, но во многом из-за этого. И сейчас публикация таких материалов встречает если не сопротивление, то, по крайней мере, непонимание у многих, даже у тех ребят, с которыми сейчас делается «Арт-город». Так вот не придётся ли заплатить слишком большую цену за то, чтобы давать и такую информацию тоже? Или, может быть, проще пойти по пути наименьшего сопротивления, по накатанной, дескать, давайте не будем озлобляться, не будем политизироваться, будем делать относительно мирное нейтральное издание (культура, музыка, самиздаты, перформансы какие-нибудь). Только не будем явно злобствовать, чтобы не нагнетать, не раздражать, не мешать... Наконец, чтобы не подставляться лишний раз.
НВ: - Я лично считаю, что ни о каком озлоблении речи не идёт сейчас и не шло в прошлом, когда материалы такого рода публиковались в APN. Направление этих материалов верное. Воспитывать правовое сознание людей необходимо. У меня в прошлом были к материалам рубрики «Свобода» претензии такого рода: складывалось впечатление, что публикации материалов скорее запугивают, чем ориентируют на какое-то правовое сопротивление в рамках существующего права. Т.е. публикуются материалы о репрессиях, о преследованиях всяческого рода, но нет советов (и, я считаю, это стоит иметь в виду в дальнейшем), как избежать такого преследования, как от него законным образом можно дистанцироваться, обезопаситься, какое можно противодействие предпринять при тех или иных противозаконных, своевольных действиях Властей. Которые пользуются скорее своей силой, чем своим правом.
Почему эти материалы встретили неприятие... Дело в том, что APN, существовавший достаточно длительное время, двигался по накатанной уверенной колее, имел стабильную аудиторию... Об этом же говорилось в дискуссионных статьях в момент разделения «Арт-города» и APN на самостоятельные действующие организации.
Один самиздат призван для того, чтобы тусоваться, общаться, читать и оценивать произведения друг друга, а не каких-то внешних корреспондентов. Создаётся атмосфера эдакого дружеского общения «у очага». Это приятно. Это нужно, безусловно, такие издания имеют и право на существование, и их надо приветствовать... Но должны существовать издания, развивающие своего читателя. Я не говорю, что они должны превратить его из обывателя в какого-то социально активного, гиперполитизированного субъекта — вовсе нет. Но привлечь его внимание к социальным проблемам, к общественным, культурным, — тем, которые реально существуют, которые угрожают культуре, политике, нормальному развитию общественной жизни, — необходимо. В какой мере это надо предпринимать, чтобы не вызывать отторжения аудитории, привыкшей к достаточно бесконфликтным или псевдоконфликтным тусовочным публикациям? Темп, взятый «Арт-городом», я считаю, надо в большей мере сохранить. Я не думаю, что надо отступать и возвращаться к тусовочной позиции APN’а. Они занимаются своим делом. Их нет смысла ни дублировать, ни повторять. «Labyrinth» занимается организацией ролевиков, анимэшников, они имеют свою стабильную аудиторию, они делают нужное для этой аудитории дело. Замечательно, хорошо! Пусть они продолжают своё дело, развивают своё культурное направление — не надо им мешать. Но то, что делает «Арт-город», тоже необходимо: развитие правового самосознания, развитие сознания собственной значимости, ценности своего мнения, противостояние незаконным действиям Властей — хотя бы духовное противостояние. Люди должны понимать, что те или иные действия Властей неправомочны, несправедливы — уже осознание этого факта повышает социальный уровень аудитории.
Корр.: - Но это, наверное, только одна из сторон деятельности «Арт-города»? Не только этим мы отличаемся?
НВ: - Нет. Обширна музыкальная тема. Тема современной музыки, современного театра. Разумеется, эти темы надо развивать. Причём, именно в том направлении, которое взял «Арт-город». Анонсировано: «журнал молодёжной неформальной культуры». Значит, надо соответствовать своему названию. Быть журналом, т.е. достаточно объёмным периодическим изданием; молодёжным, т.е. создаваемым людьми по меньшей мере до сорока лет (желательно до тридцати); неформальной культуры... Сейчас очень модным стало слово «формат», наверное, вы его неоднократно встречали в разных публикациях, посвящённых культуре и политике. Вы и сами его используете.
Корр.: - Нет, мы про него пишем. Боже упаси нам его использовать по прямому назначению...
НВ: - «Формат» родственен «форме», т.е. неформальный — значит выделяющийся за пределы этого общего шаблонного, скажем так, попсового направления в искусстве. Что такое попса, знают, наверное, 98% — одни, которые её слушают, и другие, которые её терпеть не могут. Но и те, и другие знают, что это попса. То, что выходит за рамки этого шаблонного, пошлого, скрытно-официозного направления в культуре, должно находить отражение в этом журнале. И оно находит... Вот, пожалуйста, «Панк-фестиваль в Гурзуфе». К этой статье можно относиться по-разному: описание всяких странных обрядов панков... Есть ли такие обряды, нет ли таких обрядов — очень трудно сказать. Это всё воспринимается со слов как слухи. «Мелкие феньки» — подборка, приведённая Пэк. Она посвящена именно попсе, но в критическом ключе, это, скорее, большая насмешка над крупной, крупноформатной попсой.
Отношение к культуре официозной, официальной, пошлой и изучение культуры неформальной, нестандартной — это правильное направление, выбранное «Арт-городом». Я считаю, его нужно продолжать. В том числе тематические выпуски. Была изучена тема «Маргинальность», несколько авторов с разных сторон её рассматривали... Мне довелось сегодня увидеться с Максимом Швецом, он написал материал по следам этой публикации, который, вероятно, выйдет в одном из будущих номеров. Мне будет очень интересно с ним ознакомиться. Насколько я понимаю, такого рода дискуссии полезны не только тем, кто дискутирует, но и тем, кто слушает, читает, воспринимает это. Те, кто дискутирует — рассматривают проблему разносторонне, те, кто читает — повышают свой общий уровень (будем говорить старыми идеологическими формулировками), а это никогда не лишнее, согласитесь...
Корр.: - Но всё-таки о цене, о плате... Какую цену не страшно или не жалко заплатить за то, что сейчас существует, за продолжение прежнего курса в прежнем ритме? Страшно ли, жалко ли потерять кого-нибудь на пути?..
НВ: - Не являясь издателем самиздата, я затрудняюсь сказать, какие могут быть потери. Предположительно можно высказаться, что потери будут составлять максимум около трети аудитории, не думаю, что больше. С «Арт-городом» сотрудничает «Левый ботинок» — очень представительный, авторитетный литературный клуб с давними традициями, на который можно уверенно рассчитывать как на источник очень высокопрофессиональной поэзии, прозы, критики в частности... Чрезвычайно интересные материалы доводилось там читать.
Что сделать для развития аудитории? Я думаю, надо развивать те направления, которые были уже взяты. Можно ли какие-нибудь другие? Нужны ли какие-нибудь другие темы, направления? Я считаю, что рубрика «Тема номера», периодически изменяясь, если с откликами она будет занимать порядка месяца или недель трёх, будет держать аудиторию в напряжении, которое будет постоянно менять вектор. Скажем, от маргинальности — к унисексу, от унисекса — к какой-нибудь ещё теме, которая редакции покажется актуальной. Ну а насколько она актуальна, покажет обсуждение. Надо изучать эту обратную связь и смотреть, что действительно привлекает. Но не терять при этом своего лица.
Корр.: - Тогда вторая часть вопроса про цену — про цену нравственную. Вот там можно ли чем-нибудь поступаться?
НВ: - Редакция не задаёт идеологического направления. Было бы, наверное, глупо с самого начала заявить: «То-то однозначно хорошо, то-то однозначно плохо, поэтому надо писать только-то-то, а что-то иное писать нельзя вовсе». Пусть будут в рубрике «Тема номера» изложены крайние мнения, но затем они будут обсуждаться, оцениваться в «Обратной связи». Можно будет составить мнение о том, какая же точка зрения ближе к истине, какая более соответствует общественному восприятию. Я думаю, такой подход возможен.
Корр.: - Что ещё изменилось со времени последнего приезда, кроме появления «Арт-города»? В абсолютно любых смыслах...
НВ: - Петербург мало изменился. Он остался, как и был, чище Москвы. Воспитаннее, интеллигентнее, благороднее. Я не имею в виду архитектуру. У Москвы архитектура купеческая, у Петербурга — дворянская. Это было, есть и будет. Я уже порядка тридцати лет приезжаю сюда, вижу это и всегда с удовольствием в этом убеждаюсь.
Радует другое. Сохраняется преемственность самиздатов. Мне знакомы города, где неформальное движение исчахло. Ушло в литературные клубы, в небольшие объединения или, например, нашло такую форму ухода, как Интернет.
Я не против Интернета. Интернет — это средство коммуникации, это очень обширная справочная библиотека... Но перевод самиздания только в Интернет, потеря им бумажного лица — это, мне кажется, потеря. Даже если самиздат имеет свой сайт, он должен существовать как бумажное издание, чтобы охватывать тех, кому Интернет по разным причинам недоступен. И это естественное состояние вещей: Интернет дублирует, но не монополизирует стихию самиздата. Роль его велика, возможно, в будущем он будет превалировать, но не вытеснит бумажные издания полностью. Как сейчас, в конце концов, компакт-диски с текстами книг не вытесняют книги как таковые.
Корр.: - Что ещё в Питере изменилось? Люди изменились?
НВ: - Я пробыл здесь сегодня очень мало времени. Но мне довелось услышать несколько хамских высказываний, чего мне раньше, к счастью, не везло выслушивать. Какие-то резкие реплики, бранные слова... Петербуржцы не славятся резкостью выражений, это больше свойство москвичей. У Москвы есть качество хамского города. Несмотря на богатство, на помпезность, на пышность, в том числе и современную. «Новорусского» плана. Не хотелось бы, чтобы это московское настроение проникло в Петербург. То же самое я заметил в Рязани — москальство. Яркость, вычурность реклам на обшарпанном фоне. Как будто загаженная кабина лифта уклеена агитками и стикерами с красавицами и красавцами. Ведь они не отменяют этой грязности и загаженности, они смотрятся на этом фоне дико. Но Рязань более периферийный город, Петербург — это столица... Этого качества у него не отнять. Но очень не хотелось бы, чтобы эта крикливая пустопорожность завладела Петербургом.
Andry: - Я, собственно, хотел задать вопрос, который почему-то не догадался Илвэй задать: как выглядит рынок самиздатов, как вообще всё это выглядит из Пензы? Как это ощущается? Насколько это далеко? Насколько не видны какие-то изменения? Что видно?
НВ: - Существуют обзоры самиздата, которые публикует в Интернете человек, представляющийся под псевдонимом Папа Карло. Дмитрий Генералов. В общем, надо сказать, что его обзоры достаточно подробны. Мне доводилось их читать...
Корр.: - Мне тоже. Последний раз сегодня. Не сказал бы...
НВ: - Насколько полно он охватывает самиздат? Достаточно полно, если учитывать то, что известно мне. Например, издания Владлена Тупикина (радикальная анархо-экологическая группа «Хранители Радуги» — прим. ред.) ему неизвестны вообще. Я бы сказал, что его критические заметки о самиздате страдают поверхностностью, причём он использует далеко не лучшую в этом случае форму пошловатого заигрывания с читателем. «Типа, ну вот, мужики, почитал я журнал такой-то... Ну, чё вам сказать... Такая штука...» Есть такой род эстрадных выступлений — пародия на деревенский жаргон. Сейчас этим у нас Михаил Евдокимов, по-моему, занимается. Раньше, лет сто пятьдесят назад, этим занимались другие. Всё это уже было, это «чаво»... И вот в этом режиме, к сожалению, этот Папа Карло беседует с потребителем и естественно, по-моему, снижает впечатление о самиздате в целом.
Корр.: - И всё-таки, помимо Генералова... Что реально с рынком происходит?
НВ: - Насколько мне известно из той части самиздата, которую получаю и читаю я, наиболее стабильным и подвижным остаётся питерский самиздат. Московского самиздата я не вижу и не знаю. Такое впечатление, что он не существует. Но это я утверждать не берусь, потому что знаю, что по крайней мере несколько каких-то изданий было. В частности, Владимир Кухаришин (лидер группы «Портрет Дориана Грея», г. Новозыбков Брянской обл. — прим. ред.) в своё время меня познакомил с такими изданиями. Есть анархистский самиздат достаточно интересный. Угас такой центр самиздата, как Челябинск. Там раньше издавалось до пяти-семи периодических самиздатов. Сейчас издаётся только «Авось» — объявный листок очень маленький и нерегулярный, «Асса-фэнтези» — это небольшое издание ролевиков и, к сожалению, возрождённое в новой форме издание «Копрофобия». Это издание касается настолько специфической тематики, что мне даже неловко называть её вслух. Она не для страниц ни «Арт-города», ни любого другого питерского самиздания. В Челябинске уже, к сожалению, нарисовались с этой тематикой, там издавали азбуку мата... Это не достижение. Это регресс! То, что крепкое слово в литературе имеет право на существование, всем доказал Гашек своими «Похождениями бравого солдата Швейка». Надо же им тоже знать меру, как и серьёзности, и скрупулёзности. Публицистика и литература — это искусство гармонии. А такие издания вообще... не должны быть...
Корр.: - Как выглядит спектр питерских самиздатов со стороны?
НВ: - Я буду говорить только за себя. Как я понимаю, вне Питера питерский самиздат известен достаточно мало. Есть коллекционеры, типа Папы Карло. В некоторой степени коллекционированием занимался Коммандер Хелл (Александр Виноградов) из Нижнего Новгорода. В Петербурге это БлохАА — Геннадий Новиков.
«Клуб 801» — это издание, напоминающее банку тушёнки, обнаруженную в стоянке каких-то дореволюционных промысловиков. Знаете, вот «в 1912 году группа промысловиков под руководством Евстахия Пупкина проникла на Землю Санникова и зарыла там банку тушёнки. Она лежала с тех пор, осталась всё той же тушёнкой. А сейчас туда пришла экспедиция каких-нибудь современных полярников, отрыла эту банку и съела её. Вкус тушёнки не изменился, качество её сохранилось прежним».
Это законсервированное издание. Оно не изменяется. Его цель — тусование. Там существуют эстетские течения, проекты, мутации псевдонимов. Круг общения всегда один и тот же, он не меняется, не расширяется. Перспективы у этого издания — только продолжение самого себя. Типа реплицирования: отруби у гидры одну ножку — вырастет новая гидра. Потом у этой гидры отруби ножку. И так далее... Будет всё та же гидра. Это всё тот же «Клуб 801».
Его, конечно, оживляют такие люди, как Ронес. Его графика — это всегда небольшой праздник. То, что Ронес находится в контакте с «Клубом 801» — это, конечно, его личное дело. Что он выбрал для себя, тем он и занимается. Но я считаю, что Ронесу судьба быть на страницах большой печати. Это настоящий график, он прогрессирует. Просто приятно видеть, как он развивается. Я ему симпатизирую.
Корр.: - Это понятно. К этому можно только присоединиться. Но мы про издания...
НВ: - APN, на мой взгляд, совершает ошибку, прекращая публикации на лето. Возможно, невозможно, но как-то давать о себе знать надо. Людям трудно ждать три-четыре месяца, чтобы встретиться с изданием вновь. «Арт-город», «Labyrinth» и «WindRose» действуют более прогрессивно, более целесообразно, продолжая выходить летом. Какова будет будущая судьба APN, давайте посмотрим осенью. Мне хочется поглядеть, как он будет смотреться без Илвэя, без Andry, силами тех, кто остался и кто был привлечён вновь.
Корр.: - Но он же выглядел! Вышло номера четыре-пять...
НВ: - Знаете, когда человек выходит из комы, он тоже выглядит довольно несимпатично. Он бледный, он лежит в реанимации на койке и ему плохо.
Корр.: - Тебе виднее...
НВ: - Да! Спишем это на болезненные состояния, вызванные шоком. Посмотрим, что будет дальше. Пока не будем делать далеко идущих выводов.
«Labyrinth» развивается стабильно в том смысле, что он нашёл свою аудиторию, свою форму выражения. Будет ли он изменяться — Бог весть. Это зависит от настроения аудитории.
У них очень большое засилье объяв. Такое, что оно вытесняет всё остальное — и стихотворную часть, и литературную... О публицистике там, по-моему, после статей Сольхо и не слышно. Жаль. Поскольку я считаю, что этот журнал способен на большее, чем то, чем он сейчас занимается. Он не полностью использует свои возможности. Он может на своих страницах развернуть ещё два-три проекта иного направления, иной тематики и, возможно, успешно. Если правильно будет рассчитана политика.
«Немезиду» я давно не видел. Ну, это такой журнал... Дело не в том, что он рукописный. Бывают очень хорошие рукописные журналы. Главное, чтобы с любовью было сделано. В своё время я напечатал там статью «Открытый ответ Негативу фон Эвику». Я пытался объяснить читателям, чем же они занимаются на самом деле. Но естественно, те, которые предпочитают мясной угар, псевдославянские руны и какое-то «красно солнышко» совершенно неопределённое (оно же — чёрт с рогами), даже не постарались понять то, что им объясняли. Как они сейчас живут, что делают... Узнав из письма о том, что там опубликован какой-то наезд на Ночного Ветра, решил, что надо ответить на это достойно, взвешенно. И написал в стихах сочинение «О происхождении, судьбах и перспективах сатанизма». С тех пор о них не слышно и не видно ничего. Я думаю, они всё-таки это прочитали. Это было достаточно весёлое, интересное произведение.
Корр.: - От нашего морга — вашему...
НВ: - Да. Вы можете его повторить на своих страницах, я с удовольствием его предоставлю для публикации.
Корр.: - Ещё немного, и согласимся.
НВ: - И что у нас ещё осталось из спектра? Про «Арт-город» мы, кажется, уже сказали достаточно... «WindRose»... К сожалению, он очень редко у нас бывает в руках. По определению Ночного Ветра, а это, как вы помните, псевдоним коллективный, это издание «белое и пушистое». То есть это воплощение добра, романтики, света — того, чего не хватает ни APN, ни «Немезиде», ни «Клубу 801». И, в какой-то степени, «Арт-городу», потому что эти журналы взяли на себя разные обязанности.
Этот журнал выполняет обязанность поддерживать дух романтики. Судя по тем номерам, которые мне встречались, он выполняет это с успехом. И дай Бог ему так же это выполнять. Это действительно журнал близкий к миру фэнтези.
Andry: - А что бы Вы могли сказать по поводу нашего совместного номера?
НВ: - Не надо было так его делать. Я имею в виду перевёрнутую форму. Это моё личное мнение, но это какая-то чепуха. Я в своё время встречал книгу каких-то иеговистов. Это была книга с клееным корешком, форматом примерно в ладонь. С одной стороны там было написано «Исследование об Иисусе Христе», с другой — вверх ногами «Исследование Евангелия от Иоанна». Когда берёшь её в руки, возникает крышесдвигательное впечатление. Сначала листаешь-листаешь, потом текст переворачивается вверх ногами и думаешь, всё ли у тебя в порядке с головой. Почему все буквы наоборот?
Корр.: - Так ведь андеграунд же!
НВ: - Андеграунд! Тогда можно текст по спирали печатать! Чего уж там?!
Корр.: - Полиграфические мощности не позволяют. Но мы над этим работаем.
Andry: - Вышел Adobe InDesign, он позволяет!
Корр.: - Есть ли по всей стране, среди максимально широкого спектра самиздатов издание, хоть чем-то напоминающее «Арт-город»?
НВ: - Я таких не видел.
Корр.: - Можно ли на этом основании сделать вывод, что «Арт-город» в своём роде уникален? Или слишком громко так заявлять?
НВ: - Тут политический самиздат. Почему я называю «политический»? Потому что он более социализирован, более близок к общественным проблемам. Это, скажем, газета «Воля» того же Владлена Тупикина. При всём моём уважении в анархистам, к антиглобалистам и прочим протестным не левацким направлениям, мне почему-то кажется, что Владлен Тупикин как-то несерьёзно к этому протесту относится. Всё у них тусовка какая-то получается! Речь-то идёт о наступлении глобализма на права всего человечества, а у них там какое-то веселье. «Вот мы потусовались. Вот какая-то кухня приехала из Голлландии. Вот как здорово!» А меня, например, больше занимает не факт их веселья, развлечений, которые происходили в лагере этих неформалов, а то, что из Голландии, через всю Европу голландцы, которые не знают ни русского, ни венгерского языков, притащились со своей полевой кухней. Вот расспросить бы их, а почему они туда приехали? Что их туда привлекло? Какие ими чувства владели? Это же так интересно! Что им, голландцам?! Живут они счастливо в своей Голландии, которая без профсоюзов обеспечивает высокий уровень доходов своим гражданам. Почему они вдруг решили возмутиться и приехать за тридевять земель с полевой кухней, чтобы помогать каким-то неизвестным голодранцам отстаивать какой-то горный край от какой-то ядерной станции? Это просто поразительно! Меня, например, радует участие голландцев в этой акции!
Но это почему-то никак не объясняется, только описывается, что «чуваки и чувихи так классно прикололись, попротестовали, а потом рассосались, потому что дождь пошёл и полиция их там потеснила». Это само по себе неинтересно... Интересуют мотивы участия людей в протестной деятельности. Это в будущем сможет многое объяснить. А возможно, позволит что-то предсказать в судьбах Европы или даже всего человечества.
Корр.: - Что Ночной Ветер мог бы пожелать читателям «Арт-города»?
НВ: - Если я им пожелаю терпения, они это неправильно поймут. Потому что для восприятия материала такого уровня нужно самому его иметь, этот уровень. Человеку, который хочет развлечений, в «Арт-городе» искать нечего. Это не развлекательный журнал. Даже переписка там носит характер конфликтный, активного взаимодействия. Плюс участие таких монстров, как Пэк, например. Это всегда ярые, мощные объявы... Нет, я совершенно серьёзно говорю — объявы весьма сильные. Такое впечатление иногда складывается, что Andry и Илвэй как-то уступают место Пэк, чтобы она смогла...
Корр.: - Он...
НВ: - ...чтобы он смог проявить себя в полной мере. Стихи — это доброе наследие, его надо было перенести в новое издание. То, что когда-то называлось бронетанками... Это своеобразная форма объяв — лаконичные, родственные хайку. Интересная, хорошая форма. Новости. Иногда пикантные, иногда заставляющие задуматься. Иногда, в общем-то, тревожные. Безразличными они не оставляют.
То есть «Арт-город» в какой-то напряжённой, такой угловатой форме, с одной стороны, как будто бы повторяет СМИ, а с другой, — каждая сторона, вроде бы знакомая (культурологические статьи, социологические), как-то заострена, наклонена, как будто дамоклов меч нависает над тобой. Такое тревожное, будоражащее несколько впечатление. И от панк-фестиваля, и от обозрений музыки... Оно колючее, неординарное. Вот это меня лично привлекает. Я надеюсь, что будет привлекать и других.
Корр.: - Но что можно было бы пожелать читателям?
НВ: - Если они чувствуют в себе способность, если у них есть желание, пусть они делятся своими соображениями с «Арт-городом». В виде ли объяв, в виде ли стихов, в виде ли статей, в виде ли дискуссионных материалов. Я считаю, в этом издании надо участвовать, чтобы оно жило. Оно не может жить только усилиями редакции. Это орган коллективного сознания, он должен жить общими усилиями.
Питерский самиздат я просто люблю, я не могу без него!
[...]
Кэнди Малахаев пишет для марсиан и о Марсе. Я уже писал об этом в личных письмах и сейчас скажу: это настолько неформальное творчество, что непонятно, к чему и относится! Это может понять только человек, который участвовал в тех же перформАнсах, что и он сам. Там, где шнурками меняются, шляпами и не знаю ещё что. Это всё очень прикольно, очень неформально, но так и хочется сказать: «А дальше-то что? Смысл-то где?». Некоторые статьи sent-Lemur’a... трудно сказать, для чего написаны. Я вот пишу на заказ иногда. Задают вопрос: «Что ты думаешь о том-то или о сём-то?» Я стараюсь свои мысли облечь в какую-то приемлемую форму, чтобы люди это поняли, почитали и выяснили, что я об этом думаю. Но когда некоторые авторы пишут, я затрудняюсь сказать, во-первых, о том, что они сами думают, во-вторых, зачем они пишут. Это, конечно, эрудированно, но я не вижу приложения к повседневной жизни ни в каком плане. В житейском-то ладно. Положим, покупка сосисок в магазине с архетипами никак не согласуется. А в том, как человек сознаёт себя в этом мире, как это можно сопоставить, — я затрудняюсь сказать. Если кому-нибудь это нравится — счастья им и здоровья! Значит они подготовлены к восприятию статей такого уровня. Я не буду возражать. Если читатели взбунтуются и пойдут войной на издание, значит, их мнение будет так своеобразно выражено.
Меня очень интересуют и я очень жду статей Малапуция. При высоком уровне эрудиции он сохраняет прямое, живое, непосредственное восприятие действительности. То есть, в его статьях, насколько бы они ни были утончённо написаны, ярко видна жизнь. Вспомните «Богатые моются чаще»! Казалось бы, написано таким сложным языком, напоминающим чугунную вязь питерских оград. И в то же время всё ясно. Проблема изложена, предложены варианты выхода. Чётко. Непротиворечиво.
В «Левом ботинке» меня очень радуют и хотелось бы видеть снова обзоры и критические заметки Ахрипа Бронепоездовича Гултолпы. Читать их просто упоительно, настолько это здорово написано.
Интервью: Евгений Веснин
Фото: Хельга Коновалова

Last update: